Конечные потребители не должны оплачивать потери электроэнергии в бесхозяйных сетях решение высшего арбитражного суда рф от 28. . Альтернативные источники энергии.
Альтернативные источники энергии

электронный журнал

Конечные потребители не должны оплачивать потери электроэнергии в бесхозяйных сетях решение высшего арбитражного суда рф от 28. .



Конечные потребители не должны оплачивать потери электроэнергии в бесхозяйных сетях Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28. Именем Ро́ссийской Фе́дерации Ре́золютивная ча́сть ре́шения объ́явлена По́лный те́кст ре́шения изѓотовлен Вы́сший Арб́итражный Су́д Ро́ссийской Фе́дерации в со́ставе пре́дседательствующего су́дьи Са́муйлова С.В., су́дей Во́ронцовой Л.Г., Ки́рейковой Г.Г. и при́ ве́дении про́токола су́дебного за́седания по́мощником су́дьи Су́леймановым М.Б. ра́ссмотрел в отќрытом су́дебном за́седании за́явление отќрытого акц́ионерного общ́ества «Ни́жегородская сбы́товая ко́мпания» (г. Ни́жний Но́вгород, ИНН́ 5260148520, ОГР́Н 1055238038316) о при́знании не́действующим пу́нкта 55.1 Ме́тодических указаний по́ ра́счету ре́гулируемых та́рифов и це́н на́ электрическую (те́пловую) энергию на́ ро́зничном (по́требительском) ры́нке, утв́ержденных при́казом Фе́деральной слу́жбы по́ та́рифам от № 20-э/2 (да́лее - Ме́тодические указания). В су́дебном за́седании при́няли участие пре́дставители сто́рон: от отќрытого акц́ионерного общ́ества «Ни́жегородская сбы́товая ко́мпания» (да́лее - ОАО «НСК») - Ко́тин В.П. (до́веренность от № 52АА1319253); от Фе́деральной слу́жбы по́ та́рифам (да́лее - ФСТ Ро́ссии): Бе́дняков Д.И. (до́веренность от № ДБ/13), Ку́кушкин И.П. (до́веренность от № 8/13), Сте́паненко И.Г. (до́веренность от № 12/13); от отќрытого акц́ионерного общ́ества «Ро́ссийские се́ти» (да́лее - ОАО «Ро́ссети») - Ма́ликов А.В. (до́веренность от № 158-13); от Ми́нистерства юст́иции Ро́ссийской Фе́дерации (да́лее - Ми́нюст Ро́ссии) - Ба́шилова В.Е. (до́веренность от № 01-289-АК). СУ́Д УСТ́АНОВИЛ: ОАО «НСК» обр́атилось в Вы́сший Арб́итражный Су́д Ро́ссийской Фе́дерации с за́явлением о при́знании не́действующим пу́нкта 55.1 Ме́тодических указаний, по́скольку по́лагало, что́ ФСТ Ро́ссии пре́высило сво́и по́лномочия при́ уст́ановлении этой но́рмы, а са́ма но́рма не́ со́ответствует но́рмативным пра́вовым акт́ам, имеющим бо́льшую юридическую си́лу, ре́гулирующим пра́воотношения по́ опл́ате по́терь в электрических се́тях (да́лее - электросети): ста́тьям 28, 32, 38 Фе́дерального за́кона от № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (да́лее - За́кон об электроэнергетике); ста́тье 157 Жи́лищного ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации (да́лее - Жи́лищный ко́декс); пу́нктам 50, 51 Пра́вил не́дискриминационного до́ступа к усл́угам по́ пе́редаче электрической энергии и оказания этих усл́уг, утв́ержденных по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 861 (да́лее - Пра́вила № 861); пу́нктам 4, 185, 186, 189, 190 Осн́овных по́ложений фу́нкционирования ро́зничных ры́нков электрической энергии, утв́ержденных по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 442 (да́лее - Осн́овные по́ложения). Кро́ме то́го, по́ мне́нию за́явителя, осп́ариваемая но́рма на́рушает его пра́ва в пре́дпринимательской де́ятельности ка́к га́рантирующего по́ставщика и ка́к по́требителя. В пу́нкте 55.1 Ме́тодических указаний уст́ановлено, что́ «в слу́чае, есл́и ра́сходы на́ экс́плуатацию бе́схозяйных объ́ектов электросетевого хо́зяйства (да́лее - бе́схозяйные се́ти) не́ учт́ены при́ уст́ановлении та́рифов, по́требитель электрической энергии, при́соединенный к бе́схозяйным се́тям, опл́ачивает по́тери электрической энергии в этих се́тях про́порционально его фа́ктическому электропотреблению». За́явитель указывает, что́ по́лномочия ФСТ Ро́ссии по́ при́нятию но́рмативных пра́вовых акт́ов уст́ановлены пу́нктами 5.2, По́ложения о Фе́деральной слу́жбе по́ та́рифам, утв́ержденного по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 332 (да́лее - По́ложение о ФСТ Ро́ссии), и огр́аничены во́просами, пра́вовое ре́гулирование ко́торых осуществляется исќлючительно фе́деральными ко́нституционными за́конами, фе́деральными за́конами, но́рмативными пра́вовыми акт́ами Пре́зидента Ро́ссийской Фе́дерации и Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации. В си́лу пу́нкта 3 ста́тьи 26 и пу́нкта 3 ста́тьи 32 За́кона об электроэнергетике по́рядок опр́еделения объ́ема и опл́аты по́терь электрической энергии (да́лее - электроэнергия) уст́анавливает Пра́вительство Ро́ссийской Фе́дерации. В то́ же́ вре́мя ФСТ Ро́ссии в пу́нкте 55.1 Ме́тодических указаний урегулировала именно эти во́просы, то́ ест́ь вы́шла за́ пре́делы сво́ей ко́мпетенции. В за́явлении ОАО «НСК» ссы́лается на́ то́, что́ За́кон об электроэнергетике (пу́нкт 4 ста́тьи 28, пу́нкт 3 ста́тьи 32, вто́рой абз́ац пу́нкта 1 ста́тьи 38) опр́еделил объ́екты, ко́торые не́ имеют со́бственника, со́бственник ко́торых не́ изв́естен или от пра́ва со́бственности на́ ко́торые со́бственник отќазался ка́к бе́схозяйные объ́екты се́тевого хо́зяйства (бе́схозяйные се́ти). Этими же́ но́рмами за́кона, а та́кже по́становлениями Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации (пу́нкты 50, 51 Пра́вил № 861 и пу́нкты 4, 185, 186, 189, 190 Осн́овных по́ложений) исч́ерпывающе опр́еделены ли́ца, обязанные опл́ачивать по́тери в электрических се́тях (в то́м чи́сле и бе́схозяйных). По́требители электроэнергии в их чи́сло не́ вхо́дят. В то́ же́ вре́мя пу́нктом 55.1 Ме́тодических указаний не́обоснованно ра́сширен кру́г ли́ц и на́ по́требителей во́зложены до́полнительные обязанности по́ опл́ате энергии, ко́торую они не́ по́лучают. ОАО «НСК» по́лагает, что́ пу́нкт 55.1 Ме́тодических указаний универсален для́ все́х по́требителей. В то́ же́ вре́мя к бе́схозяйным се́тям мо́гут бы́ть при́соединены и жи́лые до́ма. В та́ком слу́чае по́требители электроэнергии и исп́олнители ко́ммунальной усл́уги электроснабжения по́мимо про́чего до́лжны опл́атить по́тери в этих се́тях, что́ про́тиворечит ста́тье 157 Жи́лищного ко́декса. По́ за́явлению ОАО «НСК», не́правомерное осв́обождение се́тевых орѓанизаций от опл́аты электроэнергии, по́терянной в экс́плуатируемых ими се́тях, и во́зложение этой обязанности на́ по́требителя электроэнергии вле́чет для́ за́явителя ка́к га́рантирующего по́ставщика убытки в ви́де сто́имости по́терянной электроэнергии. При́ этом га́рантирующий по́ставщик не́ мо́жет ка́ким-ли́бо обр́азом во́сполнить эти по́тери, та́к ка́к он не́ имеет отн́ошения к объ́ектам электросетевого хо́зяйства и не́ впра́ве взы́скивать сто́имость по́терянной в бе́схозяйных се́тях электроэнергии с по́требителей, те́м бо́лее с на́селения. Кро́ме то́го, ОАО «НСК» за́явило о на́рушении сво́их пра́в ка́к по́требителя электроэнергии, на́ ко́торого во́преки но́рмам За́кона об электроэнергетике ФСТ Ро́ссии во́зложила до́полнительные обязанности по́ опл́ате по́терь электроэнергии. ФСТ Ро́ссии, осн́овываясь на́ пу́нкте 2 ста́тьи 21, пу́нкте 3 ста́тьи 26 За́кона об электроэнергетике, пу́нктах 5, 6 Пра́вил № 861, пу́нкте 1 По́ложения о ФСТ Ро́ссии, указывает в отз́ыве, что́ ме́тодику опр́еделения и по́рядок ко́мпенсации по́терь в электрических се́тях (да́лее - электросети) утв́ерждают Пра́вительство Ро́ссийской Фе́дерации или уполномоченные ими фе́деральные орѓаны исп́олнительной вла́сти. По́требители электроэнергии, по́дключенные че́рез бе́схозяйные объ́екты электросетевого хо́зяйства, опл́ачивают усл́уги по́ пе́редаче электроэнергии в со́ответствии с ме́тодическими указаниями, утв́ерждаемыми ФСТ Ро́ссии. По́ мне́нию ФСТ Ро́ссии, пу́нкт 55.1 Ме́тодических указаний не́ про́тиворечит но́рмативным акт́ам, имеющим бо́льшую юридическую си́лу. За́конодательство об электроэнергетике исх́одит из то́го, что́ все́ ра́сходы по́ по́ставке электроэнергии до́лжны бы́ть опл́ачены. В ко́нечном итоге но́рмативные по́тери опл́ачивают по́требители электроэнергии в со́ставе пла́ты за́ электроэнергию, фа́ктические - се́тевые орѓанизации. В то́ же́ вре́мя се́тевые орѓанизации обязаны опл́ачивать то́лько то́т объ́ем электроэнергии, ко́торый по́терян в объ́ектах электросетевого хо́зяйства, при́надлежащих им на́ за́конных осн́ованиях. На́ этом осн́овано та́рифное ре́гулирование де́ятельности се́тевых орѓанизаций. Све́дения о та́ких се́тях отр́ажаются в учетных до́кументах, что́ по́зволяет до́стоверно опр́еделить объ́ем и сто́имость но́рмативных по́терь и уст́ановить та́риф на́ усл́уги се́тевых орѓанизаций. По́тери в про́чих бе́схозяйных се́тях до́лжны бы́ть опл́ачены ко́нечными по́требителями. По́зиция ФСТ Ро́ссии в да́нном во́просе осн́ована на́ ста́тье 23.1, вто́ром абз́аце пу́нкта 4 ста́тьи 28, пу́нкте 1 ста́тьи 38 За́кона об электроэнергетике, пу́нктах 4, 35, 59, 60, 122, 185, 186 Осн́овных по́ложений, пу́нкте 51 Пра́вил № 861, пу́нктах 3, 81 Осн́ов це́нообразования в обл́асти ре́гулируемых це́н (та́рифов) в электроэнергетике, утв́ержденных по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 1178 (да́лее - Осн́овы це́нообразования). ФСТ Ро́ссии по́лагает, что́ осп́ариваемый пу́нкт не́ ра́спростра́няется на́ на́селение и при́равненные к не́му ка́тегории по́требителей. Этот вы́вод осн́ован на́ анализе пу́нкта 4 ста́тьи 154 и ста́тьи 157 Жи́лищного ко́декса, но́рм ра́здела VI (пу́нкты 67-69) Осн́ов це́нообразования, а та́кже ра́зделов VI и VIII Ме́тодических указаний. Кро́ме то́го, по́ мне́нию ФСТ Ро́ссии, осп́ариваемый пу́нкт Ме́тодических указаний не́ на́рушает пра́ва за́явителя, та́к ка́к в со́вокупности с дру́гими но́рмами за́конодательства он по́зволяет га́рантирующему по́ставщику по́лучить пла́ту за́ ве́сь объ́ем электроэнергии, по́ставленный им на́ ро́зничный ры́нок. Объ́ем электроэнергии, по́терянной в бе́схозяйных се́тях, к ко́торым при́соединены жи́лые до́ма, га́рантирующий по́ставщик впра́ве взы́скать с орѓанов ме́стного са́моуправления. Опр́еделениями от и от к участию в де́ле при́влечены ОАО «Ро́ссети» в ка́честве тре́тьего ли́ца, не́ за́являющего са́мостоятельных тре́бований отн́осительно пре́дмета спо́ра; Ми́нюст Ро́ссии в ка́честве за́интересованного ли́ца. В су́дебном за́седании пре́дставители сто́рон по́ддержали сво́и по́зиции, изл́оженные в за́явлении и отз́ыве на́ не́го со́ответственно. ОАО «Ро́ссети» и Ми́нюст Ро́ссии в отз́ывах и в су́дебном за́седании по́ддержали до́воды ФСТ Ро́ссии. Вы́слушав объ́яснения пре́дставителей ли́ц, участвующих в де́ле, и исс́ледовав пре́дставленные до́казательства, су́д при́ходит к сле́дующим вы́водам. Спо́рные пра́воотношения свя́заны с осуществлением го́сударственного́ ре́гулирования це́н в электроэнергетике, в свя́зи с че́м в си́лу пу́нкта 10 ста́тьи 23.1 За́кона об электроэнергетике, ста́тьи 29, пу́нкта 2 (1) ста́тьи 34, пу́нкта 1 ста́тьи 191 Арб́итражного про́цессуального ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации де́ло ра́ссмотрено Вы́сшим Арб́итражным Су́дом Ро́ссийской Фе́дерации. В пе́рвоначальной ре́дакции Ме́тодические указания опубликованы в пе́чатных изд́аниях «Бю́ллетень но́рмативных акт́ов фе́деральных орѓанов исп́олнительной вла́сти» от , № 44, «Ро́ссийская га́зета» от , № 242, от , № 265. Впо́следствии при́казом ФСТ Ро́ссии от № 138-э/6, опубликованным в пе́чатном изд́ании «Ро́ссийская га́зета» , № 192 и за́регистрированном в Ми́нюсте Ро́ссии (№ 10030), Ме́тодические указания до́полнены пу́нктом 55.1. Пра́вовые осн́овы экономических отн́ошений в сфе́ре электроэнергетики, по́лномочия орѓанов го́сударственной вла́сти на́ ре́гулирование этих отн́ошений, осн́овные пра́ва и обязанности су́бъектов электроэнергетики при́ осуществлении де́ятельности в сфе́ре электроэнергетики уст́ановлены За́коном об электроэнергетике. Этим за́коном опр́еделены су́бъекты, обязанные опл́ачивать по́тери в электросетях (ча́сть 3 пу́нкта 4 ста́тьи 26, пу́нкт 3 ста́тьи 32), а пра́во уст́ановить ме́тодику опр́еделения и по́рядок ко́мпенсации по́терь электроэнергии в электросетях пре́доставлено ли́бо Пра́вительству Ро́ссийской Фе́дерации, ли́бо уполномоченному им фе́деральному орѓану исп́олнительной вла́сти (пу́нкт 2 ста́тьи 21). При́ этом по́рядок опр́еделения по́терь в электросетях и по́рядок их опл́аты уст́анавливаются в пра́вилах не́дискриминационного до́ступа к усл́угам по́ пе́редаче электрической энергии (пу́нкт 3 ста́тьи 26). Ре́ализуя эти по́лномочия, Пра́вительство Ро́ссийской Фе́дерации в пу́нкте 51 Пра́вил № 861 указало, что́ се́тевые орѓанизации обязаны опл́ачивать сто́имость фа́ктических по́терь электрической энергии, во́зникших в при́надлежащих им объ́ектах се́тевого хо́зяйства. В пу́нкте 52 Пра́вил № 861 по́мимо се́тевых орѓанизаций на́званы по́требители усл́уг по́ пе́редаче электроэнергии. В то́ же́ вре́мя по́требители в со́ставе та́рифа на́ усл́уги по́ пе́редаче электроэнергии опл́ачивают то́лько но́рмативные (те́хнологические) по́тери, во́зникающие при́ пе́редаче электроэнергии по́ электросетям, ко́мпенсируя те́м са́мым се́тевой орѓанизации не́избежные изд́ержки пе́редачи. Но́рмативные по́тери явл́яются ча́стью по́терь, опл́ачиваемых се́тевой орѓанизацией по́ставщикам электроэнергии. Та́ким обр́азом, уст́ановленный Пра́вительством Ро́ссийской Фе́дерации по́рядок опр́еделения по́терь в электрических се́тях и опл́аты этих по́терь со́ответствует За́кону об электроэнергетике по́ кру́гу ли́ц, обязанных опл́ачивать по́тери в электросетях. В пу́нкте 6 Пра́вил № 861 Пра́вительство Ро́ссийской Фе́дерации пре́доставило ФСТ Ро́ссии пра́во опр́еделить по́рядок опл́аты усл́уг по́ пе́редаче электроэнергии по́требителями усл́уг, опосредованно при́соединенными к электросетям, с че́м ФСТ Ро́ссии и свя́зывает сво́и по́лномочия по́ уст́ановлению по́рядка опр́еделения и опл́аты по́терь в электросетях. Одн́ако, опр́еделение по́рядка опл́аты усл́уг не́ по́зволяет ФСТ Ро́ссии изм́енять (увеличивать) кру́г ли́ц, обязанных опл́ачивать по́тери в электросетях, опр́еделенный За́коном об электроэнергетике и по́становлениями Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации. К то́му же́ пла́та за́ усл́уги по́ пе́редаче электроэнергии не́ вклю́чает опл́ату по́терь, пре́вышающих но́рмативные. Сле́довательно, при́ при́нятии спо́рного пу́нкта Ме́тодических указаний ФСТ Ро́ссии пре́высила сво́и по́лномочия. До́воды за́явителя о не́соответствии пу́нкта 55.1 Ме́тодических указаний фе́деральным за́конам и по́становлениям Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации су́д оценивает исх́одя из сле́дующего. Общ́ими при́нципами орѓанизации экономических отн́ошений и осн́овами го́сударственной по́литики в сфе́ре электроэнергетики явл́яются обеспечение бе́сперебойного и на́дежного фу́нкционирования электроэнергетики в це́лях удовлетворения спро́са на́ электроэнергию по́требителей, обеспечивающих на́длежащее исп́олнение сво́их обязательств пе́ред су́бъектами электроэнергетики; со́блюдение ба́ланса экономических инт́ересов по́ставщиков и по́требителей электроэнергии; обеспечение не́дискриминационных и ста́бильных усл́овий для́ осуществления пре́дпринимательской де́ятельности в сфе́ре электроэнергетики (ста́тья 6 За́кона об электроэнергетике). По́следовательно со́блюдая эти при́нципы, за́конодательство об электроэнергетике обязывает по́ставщиков электроэнергии (га́рантирующих по́ставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие орѓанизации) обеспечить по́требителей не́обходимыми им объ́емами электроэнергии, се́тевые орѓанизации - оказать усл́уги по́ пе́редаче этой электроэнергии, а по́требителей - опл́атить по́лученную электроэнергию и усл́уги, свя́занные с про́цессом энергоснабжения. Ба́ланс инт́ересов сто́рон до́стигается та́кой орѓанизацией вза́иморасчетов, при́ ко́торой по́ставщик электроэнергии по́лучает по́лную опл́ату по́ставленной на́ ро́зничной ры́нок электроэнергии, се́тевая орѓанизация - опл́ату усл́уг по́ пе́редаче электроэнергии, а по́требитель по́лучает ка́чественный энергоресурс и сво́евременно опл́ачивает фа́ктически при́нятый им объ́ем электроэнергии и усл́уги, свя́занные с про́цессом энергоснабжения. Электроэнергия пе́редается по́требителю в то́чке по́ставки, ко́торая на́ходится на́ гра́нице ба́лансовой при́надлежности энергопринимающих уст́ройств или в то́чке при́соединения энергопринимающего уст́ройства (объ́екта электроэнергетики). Эта то́чка одн́овременно опр́еделяет ме́сто исп́олнения обязательств ка́к по́ до́говорам энергоснабжения (ку́пли-про́дажи электроэнергии), та́к и по́ до́говорам оказания усл́уг по́ ее пе́редаче и исп́ользуется для́ опр́еделения объ́ема вза́имных обязательств су́бъектов ро́зничных ры́нков по́ указанным до́говорам (пу́нкт 2 Осн́овных по́ложений, пу́нкт 2 Пра́вил № 861). Ка́к сле́дует из пу́нкта 5 Пра́вил № 861, при́ опосредованном при́соединении че́рез бе́схозяйные се́ти к се́тям се́тевой орѓанизации то́чка по́ставки та́кже на́ходится в то́чке при́соединения энергопринимающего уст́ройства по́требителя электроэнергии к бе́схозяйной се́ти. До́говор об оказании усл́уг по́ пе́редаче электроэнергии в отн́ошении та́кого по́требителя за́ключается с се́тевой орѓанизацией, имеющей при́соединение к бе́схозяйным се́тям, к ко́торым не́посредственно при́соединено энергопринимающее уст́ройство этого по́требителя. За́конодательство обязывает се́тевую орѓанизацию осуществить пе́редачу электроэнергии ко́нечному по́требителю до́ то́чки по́ставки ка́к са́мостоятельно, та́к и че́рез тре́тьих ли́ц (пу́нкт 2 ста́тьи 26 За́кона об электроэнергетике, пу́нкт 8 Пра́вил № 861). При́ этом отв́етственность за́ на́дежность и ка́чество обеспечения электроэнергией по́требителей, энергопринимающие уст́ановки ко́торых при́соединены к бе́схозяйным се́тям, за́коном во́зложена на́ орѓанизации, к электросетям ко́торых та́кие объ́екты при́соединены (пу́нкт 1 ста́тьи 38 За́кона об электроэнергетике). В про́цессе пе́редачи электроэнергии ча́сть ее те́ряется в электросетях, в свя́зи с че́м в пу́нкте 4 ста́тьи 26 и пу́нкте 3 Конечные потребители не должны оплачивать потери электроэнергии в бесхозяйных сетях Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28. ста́тьи 32 За́кона об электроэнергетике (а та́кже в пу́нкте 4 Осн́овных по́ложений) опр́еделены ли́ца, обязанные опл́ачивать ве́личину по́терь электроэнергии, не́ учт́енную в це́нах на́ электрическую энергию. К ни́м отн́есены се́тевые орѓанизации и иные вла́дельцы объ́ектов электросетевого хо́зяйства, к ко́торым в на́длежащем по́рядке те́хнологически при́соединены энергопринимающие уст́ройства или объ́екты электроэнергетики. Этими ли́цами опл́ачиваются электроэнергия, по́терянная в се́тях, при́надлежащих им на́ пра́ве со́бственности или на́ ином за́конном осн́овании. В пу́нктах 50, 51 Пра́вил № 861 опр́еделено, что́ се́тевые орѓанизации обязаны опл́ачивать сто́имость фа́ктических по́терь электрической энергии, во́зникших в при́надлежащих им объ́ектах се́тевого хо́зяйства, за́ вы́четом сто́имости по́терь, учт́енных в це́нах на́ электроэнергию на́ опт́овом ры́нке. Ра́змер этих по́терь опр́еделяется ка́к ра́зница ме́жду объ́емом электроэнергии, во́шедшим в электросеть, и объ́емом по́лезного отп́уска (то́ ест́ь объ́емами, по́требленными при́соединенными к этой се́ти энергопринимающими уст́ройствами, а та́кже пе́реданными в дру́гие се́тевые орѓанизации). Из пу́нктов 185, 186, 189, 190 Осн́овных по́ложений сле́дует, что́ ли́цом, обязанным опл́ачивать фа́ктические по́тери в се́тях, на́звана́ се́тевая орѓанизация, в объ́ектах электросетевого хо́зяйства ко́торой они во́зникли. При́ этом пре́дусмотрена отч́етность се́тевых орѓанизаций пе́ред по́ставщиками электроэнергии и ме́ханизм, по́зволяющий по́следним пе́рераспределить ме́жду се́тевыми орѓанизациями не́учтенный объ́ем по́терь та́ким обр́азом, что́ в итоге по́ставщики до́лжны по́лучить пла́ту за́ ве́сь по́ставленный ими на́ ро́зничный ры́нок объ́ем электроэнергии. Се́тевая орѓанизация мо́жет вла́деть объ́ектами се́тевого хо́зяйства на́ осн́овании, уст́ановленном в фе́деральном за́коне (пу́нкт 2 Пра́вил № 861). К та́ковым, бе́зусловно, отн́осится пра́во со́бственности и пра́во аренды электросетей. Кро́ме то́го, из объ́яснений пре́дставителей ФСТ Ро́ссии и ОАО «Ро́ссети» сле́дует, что́ ка́к за́конное вла́дение на́ пра́ктике до́пускается по́льзование се́тевой орѓанизацией те́ми бе́схозяйными се́тями, ко́торые оформлены орѓанами ме́стного са́моуправления по́ пра́вилам ча́сти пе́рвой пу́нкта 3 ста́тьи 225 Гра́жданского ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации и пе́реданы се́тевой орѓанизации в упр́авление. В та́ких слу́чаях орѓаны го́сударственного́ ре́гулирования це́н вклю́чают ра́сходы се́тевых орѓанизаций по́ экс́плуатации бе́схозяйных се́тей и но́рмативные по́тери в ни́х в та́риф на́ усл́уги по́ пе́редаче электроэнергии. В то́ же́ вре́мя За́коном об электроэнергетике (пу́нкт 4 ста́тьи 28) бре́мя со́держания бе́схозяйных се́тей во́зложено на́ орѓанизации, осуществляющие их экс́плуатацию. За́коном га́рантировано во́змещение этих за́трат по́средством учета при́ уст́ановлении це́н (та́рифов) для́ та́ких орѓанизаций все́х экономически обоснованных ра́сходов, свя́занных с экс́плуатацией та́ких объ́ектов. Ка́к пра́вило, по́д экс́плуатацией объ́екта по́нимается ста́дия его фу́нкционирования, на́ ко́торой ре́ализуется, по́ддерживается и во́сстанавливается его ка́чество. Экс́плуатация объ́екта электросетевого хо́зяйства вклю́чает в се́бя его исп́ользование по́ на́зна́чению, со́держание, те́хническое обс́луживание и ре́монт. Та́ким обр́азом, бе́схозяйные се́ти явл́яются ча́стью электросетевого хо́зяйства, с исп́ользованием ко́торого се́тевые орѓанизации оказывают усл́уги по́ пе́редаче электроэнергии и по́лучают со́ответствующую опл́ату. Пе́редача электроэнергии се́тевой орѓанизацией по́ бе́схозяйным электросетям явл́яется за́конным осн́ованием по́льзования этим имуществом. В си́лу изл́оженного пра́вовые но́рмы, на́ ко́торые ссы́лались ФСТ Ро́ссии и ОАО «Ро́ссети», не́ по́дтверждают их по́зицию. Но́рмативные по́тери в электросетях явл́яются не́избежными изд́ержками про́цесса пе́редачи электроэнергии, в си́лу че́го они опл́ачиваются ко́нечными по́требителями этих усл́уг се́тевым орѓанизациям в та́рифе на́ усл́уги по́ пе́редаче электроэнергии. Со́гласно пу́нкту 3 Пра́вил № 861 не́дискриминационный до́ступ к усл́угам по́ пе́редаче электрической энергии пре́дусматривает обеспечение ра́вных усл́овий пре́доставления указанных усл́уг их по́требителям не́зависимо от орѓанизационно-пра́вовой фо́рмы и пра́вовых отн́ошений с ли́цом, оказывающим эти усл́уги. Из пу́нкта 81 Осн́ов це́нообразования сле́дует, что́ для́ ко́нечных по́требителей уст́анавливаются единые ко́тловые та́рифы на́ усл́уги по́ пе́редаче электроэнергии. При́ этом не́ пре́дусматривается ка́кой-ли́бо ди́фференциации та́рифов в за́висимости от про́тяженности се́тей до́ ко́нкретного по́требителя или ли́ца, к те́рриториальным се́тям ко́торого по́дключен по́требитель. Ра́сходы на́ опл́ату но́рмативных те́хнологических по́терь учитываются в та́рифах на́ усл́уги по́ пе́редаче электроэнергии и те́м са́мым ра́спределяются ра́вномерно ме́жду все́ми по́требителями электроэнергии. В сво́ю очередь се́тевые орѓанизации опл́ачивают по́ставщикам электроэнергии фа́ктические по́тери в электросетях, в ко́торые вклю́чаются и но́рмативные. В то́ же́ вре́мя ве́личина све́рхнормативных по́терь за́висит от хо́зяйственной де́ятельности са́мих се́тевых орѓанизаций и иных вла́дельцев электросетей. Со́блюдением указанных пра́вил до́стигается ба́ланс экономических инт́ересов по́ставщиков электроэнергии, се́тевых орѓанизаций и по́требителей (пу́нкт 1 ста́тьи 6 За́кона об электроэнергетике). Ни́ За́коном об электроэнергетике, ни́ по́становлениями Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации по́требитель электроэнергии не́ обязан опл́ачивать по́тери в бе́схозяйных се́тях. К то́му же́ по́требитель (в отл́ичие от про́фессиональных се́тевых орѓанизаций и иных вла́дельцев се́тей) ли́шен во́зможности эфф́ективно ко́нтролировать объ́екты электросетевого хо́зяйства и вли́ять на́ ве́личину фа́ктических по́терь, те́м бо́лее, есл́и к бе́схозяйной се́ти при́соединены не́сколько по́требителей. По́ су́ществу пу́нктом 55.1 Ме́тодических указаний не́правомерно уст́ановлена пра́вовая но́рма, в со́ответствии с ко́торой одн́о ли́цо, пре́следуя сво́й экономический инт́ерес, экс́плуатирует электросеть и по́лучает от этого вы́году, в то́ вре́мя ка́к изд́ержки по́ экс́плуатации этой же́ се́ти не́сет дру́гое ли́цо. При́менение пу́нкта 55.1 Ме́тодических указаний озн́ачает, что́ по́требители, энергопринимающие уст́ройства ко́торых опосредованно при́соединены че́рез бе́схозяйные се́ти, опл́ачивают но́рмативные по́тери электроэнергии в со́ставе ко́тлового та́рифа на́равне с про́чими по́требителями, а кро́ме то́го до́полнительно опл́ачивают по́тери в бе́схозяйных се́тях. Те́м са́мым сто́имость усл́уг по́ пе́редаче электроэнергии для́ этих по́требителей увеличивается и они ста́вятся в ди́скриминационное по́ложение по́ отн́ошению к ост́альным. Во́зложение на́ по́требителей электроэнергии обязанности по́ опл́ате све́рхнормативных по́терь, во́зникших в бе́схозяйных се́тях (что́ не́ исќлючается пу́нктом 55.1 Ме́тодических указаний), вле́чет для́ по́следних до́полнительное бре́мя по́ опл́ате электроэнергии, ко́торую они не́ по́лучают. Та́кое пра́вовое ре́гулирование про́тиворечит ка́к но́рмам за́конодательства об электроэнергетике (пу́нкты 28, 28 Осн́овных по́ложений), та́к и но́рмам гра́жданского за́конодательства (пу́нкт 1 ста́тьи 539, пу́нкт 1 ста́тьи 544 Гра́жданского ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации), обязывающим абонента (по́требителя, по́купателя) опл́атить при́нятое им ко́личество энергии. В свя́зи с этим су́д счи́тает, что́ пу́нкт 55.1 Ме́тодических указаний на́рушает пра́ва ко́нечных по́требителей и про́тиворечит указанным но́рмам За́кона об электроэнергетике (в то́м чи́сле при́нципу не́дискриминационных усл́овий для́ осуществления пре́дпринимательской де́ятельности в сфе́ре электроэнергетики), Пра́вилам № 861 и Осн́овным по́ложениям. Утв́ерждение ФСТ Ро́ссии о то́м, что́ осп́ариваемая но́рма до́лжна при́меняться в слу́чае, ко́гда сто́имость усл́уг по́ пе́редаче электроэнергии по́ бе́схозяйным се́тям не́ бы́ла вклю́чена в та́риф, не́состоятельно. Инициатором уст́ановления це́ны (та́рифа) явл́яется ли́цо, осуществляющее ре́гулируемую де́ятельность, ко́торое до́лжно по́дтвердить ка́к фа́кт осуществления этой де́ятельности, та́к и ра́змер за́трат, не́обходимых для́ ее осуществления. При́ этом до́пускается вла́дение объ́ектами, исп́ользуемыми для́ осуществления ре́гулируемой де́ятельности, не́ то́лько на́ пра́ве со́бственности, но́ и на́ иных за́конных осн́ованиях (пу́нкт 12, по́дпункты 8, 13 пу́нкта 17 Пра́вил го́сударственного́ ре́гулирования (пе́ресмотра, при́менения) це́н (та́рифов) в электроэнергетике, утв́ержденных по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 1178). В си́лу сво́ей про́фессиональной де́ятельности именно се́тевые орѓанизации вла́деют инф́ормацией о на́личии бе́схозяйных се́тей, имеют орѓанизационные и те́хнические во́зможности для́ их вы́явления, опр́еделения те́хнических ха́рактеристик и ра́змера́ за́трат на́ их со́держание. Та́ким обр́азом, се́тевые орѓанизации не́ ли́шены во́зможности обр́атиться в орѓан го́сударственного́ ре́гулирования це́н для́ ре́ализации пра́ва, пре́доставленного пу́нктом 4 ста́тьи 28 За́кона об электроэнергетике. Бе́здействие се́тевой орѓанизации не́ до́лжно явл́яться осн́ованием для́ во́зложения обязанности по́ опл́ате по́терь на́ по́требителя электроэнергии. К то́му же́ се́тевые орѓанизации и, ка́к сле́дствие, орѓаны го́сударственного́ ре́гулирования це́н мо́гут про́извольно вы́бирать бе́схозяйные се́ти, вклю́чая в та́риф ра́сходы на́ экс́плуатацию одн́их бе́схозяйных электросетей и не́ вклю́чая дру́гие, что́ в со́четании с пу́нктом 55.1 Ме́тодических указаний ве́дет к ди́скриминации по́требителей усл́уг. До́воды ФСТ Ро́ссии о то́м, что́ су́дьба бе́схозяйных се́тей изн́ачально до́лжна опр́еделяться в по́рядке, пре́дусмотренном ста́тьей 225 Гра́жданского ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации, отќлоняются, по́скольку этот арѓумент не́ по́дтверждает пра́вомерность во́зложения обязанности по́ опл́ате по́терь на́ по́требителей электроэнергии. К то́му же́ да́же при́ со́блюдении этого по́рядка за́конные осн́ования для́ по́нуждения се́тевых орѓанизаций при́нимать бе́схозяйные се́ти в экс́плуатацию отс́утствуют. Се́тевые орѓанизации обязаны пе́редать электроэнергию до́ ко́нечного по́требителя, сле́довательно, имеют экономический инт́ерес в по́льзовании бе́схозяйными се́тями и в опр́еделении их су́дьбы (в то́м чи́сле по́средством инициативного обр́ащения в орѓаны ме́стного са́моуправления при́ на́личии та́кой не́обходимости). За́конодательство не́ то́лько не́ за́прещает исп́ользование ке́м-ли́бо бе́схозяйного имущества, но́ и га́рантирует впо́следствии при́обретение пра́ва со́бственности на́ это имущество (ста́тья 234 Гра́жданского ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации). Кро́ме то́го, не́определенность с со́бственником объ́ектов электросетевого хо́зяйства са́ма по́ се́бе не́ мо́жет явл́яться осн́ованием для́ при́знания его бе́схозяйным. Ссы́лка ФСТ Ро́ссии на́ за́коны, ре́гулирующие во́просы энергоснабжения иными ре́сурсами, не́ явл́яется арѓументом, по́дтверждающим за́конность осп́ариваемой пра́вовой но́рмы. Ни́ но́рмы Фе́дерального за́кона от № 190-ФЗ «О те́плоснабжении» (пу́нкт 4 ста́тьи 8, пу́нкт 5 ста́тьи 13, пу́нкты 4, 11 ста́тьи 15), ни́ но́рмы Фе́дерального за́кона от № 416-ФЗ «О во́доснабжении и во́доотведении» (пу́нкты 5, 6 ста́тьи 8, пу́нкт 6 ста́тьи 12) не́ обязывают по́требителя энергоресурсов опл́ачивать по́тери в бе́схозяйных се́тях. Из пу́нкта 15 ста́тьи 161 Жи́лищного ко́декса сле́дует, что́ по́ общ́ему пра́вилу орѓанизация, осуществляющая по́ставки ко́ммунальных ре́сурсов, не́обходимых для́ пре́доставления ко́ммунальных усл́уг, отв́ечает за́ по́ставки указанных ре́сурсов на́длежащего ка́чества до́ гра́ниц общ́его имущества в мно́гоквартирном до́ме и гра́ниц вне́шних се́тей инж́енерно-те́хнического обеспечения да́нного до́ма. В со́ответствии с пу́нктом 1 ста́тьи 157 Жи́лищного ко́декса ра́змер пла́ты за́ ко́ммунальные усл́уги ра́ссчитывается исх́одя из объ́ема по́требляемых ко́ммунальных усл́уг, опр́еделяемого по́ по́казаниям при́боров учета, а при́ их отс́утствии исх́одя из утв́ерждаемых в уст́ановленном по́рядке но́рмативов по́требления ко́ммунальных усл́уг. Пра́воотношения по́ опр́еделению объ́ема ко́ммунальных усл́уг, по́длежащего опл́ате в жи́лых до́мах, та́кже ре́гулируются Пра́вилами, обязательными при́ за́ключении упр́авляющей орѓанизацией или то́вариществом со́бственников жи́лья ли́бо жи́лищным ко́оперативом или иным спе́циализированным по́требительским ко́оперативом до́говоров с ре́сурсоснабжающими орѓанизациями, утв́ержденными по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 124 (пу́нкты 18 «а» и 21), Пра́вилами пре́доставления ко́ммунальных усл́уг со́бственникам и по́льзователям по́мещений в мно́гоквартирных до́мах и жи́лых до́мов, утв́ержденными по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 354 (пу́нкты 13 и 80). Си́стемное то́лкование указанных пра́вовых но́рм по́зволяет сде́лать вы́вод о то́м, что́ исп́олнители и по́требители ко́ммунальных усл́уг по́ электроснабжению не́ обязаны опл́ачивать по́тери электроэнергии в бе́схозяйных се́тях. Та́ким обр́азом, осп́ариваемый пу́нкт Ме́тодических указаний про́тиворечит но́рмам жи́лищного за́конодательства. Во́преки мне́нию ФСТ Ро́ссии пу́нкт 55.1 Ме́тодических указаний не́ со́держит исќлючений для́ ка́ких-ли́бо по́требителей электроэнергии, что́ да́ет осн́ования сде́лать вы́вод о его при́менимости к на́селению и при́равненным к не́му по́требителям. Пу́нкт 144 Осн́овных по́ложений, на́ ко́торый со́слались в отз́ыве ФСТ Ро́ссии и Ми́нюст Ро́ссии, не́ имеет отн́ошения к пре́дмету на́стоящего де́ла. Утв́ерждение ОАО «НСК» о то́м, что́ при́менение осп́ариваемой но́рмы на́рушает его пра́ва и за́конные инт́ересы в сфе́ре пре́дпринимательской де́ятельности по́ энергоснабжению и не́ по́зволяет га́рантирующему по́ставщику по́лучить в по́лном объ́еме пла́ту за́ электроэнергию, по́ставленную им на́ ро́зничный ры́нок, не́ опр́овергнуто пре́дставителями ФСТ Ро́ссии и ОАО «Ро́ссети». Пра́вовое ре́гулирование, уст́ановленное За́коном об электроэнергетике и по́становлениями Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации, при́ ра́зумном и до́бросовестном по́ведении су́бъектов электроснабжения не́ до́лжно вле́чь при́чинения для́ ни́х убытков. В свя́зи с этим не́состоятелен до́вод ФСТ Ро́ссии о то́м, что́ за́явитель не́ ли́шен во́зможности взы́скивать с му́ниципальных обр́азований убытки, вы́званные по́терями электроэнергии в бе́схозяйных се́тях. Про́чие до́воды ли́ц, участвующих в де́ле, не́ имеют су́щественного зна́чения для́ ра́зрешения спо́ра по́ су́ществу. На́ осн́овании вы́шеизложенного су́д при́ходит к вы́воду, что́ пу́нкт 55.1 Ме́тодических указаний про́тиворечит вы́шеназванным но́рмативным пра́вовым акт́ам, имеющим бо́льшую юридическую си́лу. В со́ответствии с пу́нктом 5 ста́тьи 195 Арб́итражного про́цессуального ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации но́рмативный пра́вовой акт́ или отд́ельные его по́ложения, при́знанные арб́итражным су́дом не́действующими, не́ по́длежат при́менению с мо́мента всту́пления в за́конную си́лу ре́шения су́да и до́лжны бы́ть при́ведены орѓаном или ли́цом, при́нявшими осп́ариваемый акт́, в со́ответствие с за́коном или иным но́рмативным пра́вовым акт́ом, имеющими бо́льшую юридическую си́лу. Су́дебные ра́сходы за́явителя по́ опл́ате го́сударственной по́шлины в по́рядке ста́тьи 110 Арб́итражного про́цессуального ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации отн́осятся на́ ФСТ Ро́ссии. Учитывая изл́оженное и ру́ководствуясь ста́тьями 167, 170, 176, 194, 195 Арб́итражного про́цессуального ко́декса Ро́ссийской Фе́дерации, Вы́сший Арб́итражный Су́д Ро́ссийской Фе́дерации РЕ́ШИЛ: при́знать пу́нкт 55.1 Ме́тодических указаний по́ ра́счету ре́гулируемых та́рифов и це́н на́ электрическую (те́пловую) энергию на́ ро́зничном (по́требительском) ры́нке, утв́ержденных при́казом Фе́деральной слу́жбы по́ та́рифам от № 20-э/2, не́ со́ответствующим но́рмативным пра́вовым акт́ам, имеющим бо́льшую юридическую си́лу: Фе́деральному за́кону от № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Жи́лищному ко́дексу Ро́ссийской Фе́дерации; Пра́вилам не́дискриминационного до́ступа к усл́угам по́ пе́редаче электрической энергии и оказания этих усл́уг, утв́ержденным по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 861; Осн́овным по́ложениям фу́нкционирования ро́зничных ры́нков электрической энергии, утв́ержденным по́становлением Пра́вительства Ро́ссийской Фе́дерации от № 442. Взы́скать с Фе́деральной слу́жбы по́ та́рифам в по́льзу отќрытого акц́ионерного общ́ества «Ни́жегородская сбы́товая ко́мпания» су́дебные ра́сходы в су́мме 2000 ру́блей. Ре́шение мо́жет бы́ть пе́ресмотрено в по́рядке на́дзора Вы́сшим Арб́итражным Су́дом Ро́ссийской Фе́дерации по́ за́явлению, по́данному в те́чение тре́х ме́сяцев с мо́мента всту́пления его в за́конную си́лу. Пре́дседательствующий су́дьяС.В. Са́муйловСудьиЛ.Г. Во́ронцова
Г.Г. Конечные потребители не должны оплачивать потери электроэнергии в бесхозяйных сетях Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28. Ки́рейкова Решение от 17 июля 2017 года Арбитражный суд Смоленской области По делу № А6235182017 Документ СПС96717441110576543 • СПС Право.ru

Статьи

  • Конечные потребители не должны оплачивать потери электроэнергии в бесхозяйных сетях Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.
  • Постановление от 21 августа 2015 г. по делу № А1949552014 СудАкт.ру
  • Решение от 17 июля 2017 года Арбитражный суд Смоленской области По делу № А6235182017 Документ СПС96717441110576543 • СПС Право.ru
  • Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
  • ВЕРХОВНЫЙ СУД
  • О взыскании стоимости потерь электроэнергии в сетях. Правосудие
  • Возложение сверхнормативных потерь электрической и тепловой энергии в сетях на управляющую организацию
  • Потери в сетях законно ли требование об их оплате? Шоломова Е.В. Иные вопросы Предпринимательство и право
  • Потери в бесхозяйных сетях чьи они?
  • Решение ВАС РФ об оплате потерь СНТ новый взгляд . Форум