Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики принципы государственной политики энергосбережения.. Альтернативные источники энергии.
Альтернативные источники энергии

электронный журнал

Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики принципы государственной политики энергосбережения..



Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики 8.5. Осн́овные на́правления энергосбережения Ка́ждый ви́д ре́сурсов имеет сво́и особенности в це́лях, сре́дствах и на́правлениях их сбе́режения. Энергетические ре́сурсы со́ставляют осн́ову ре́сурсного по́тенциала. По́этому про́блемы ре́сурсосбере́жения ра́ссматриваются на́ при́мере энергосбережения. Энергосбережение - во́прос, акт́уальный во́ все́м ми́ре, - для́ Ро́ссии имеет особую зна́чимость. По́сле 2000 г. в ре́зультате де́монтажа вы́работавших сво́й ре́сурс энергомощностей мо́жет во́зникнуть де́фицит электроэнергии и те́пла, та́к ка́к со́ответствующие за́мещающие энергомощности не́ со́здаются из-за́ отс́утствия ка́питаловложений. В этих усл́овиях ва́жным на́правлением удовлетворения по́требностей стра́ны в то́пливе и энергии до́лжно бы́ть энергосбережение. Ка́питаловложения на́ энергосбережение единицы то́плива и энергии бо́лее че́м в 2 ра́за ме́ньше, че́м на́ при́рост ее до́бычи и про́изводства. По́ оценкам Инс́титута энергетических исс́ледований РА́Н, объ́ем по́тенциала энергосбережения со́ставляет 40-45% все́го энергопотребления стра́ны, из ни́х 10-15% - за́ сче́т ма́лозатратных и 30-35% - за́ сче́т ка́питалоемких ме́роприятий. Экономия при́родного га́за мо́жет до́стичь 22-23% все́го по́тенциала энергосбережения, не́фти - 20, угл́я - 15, электроэнергии - 23, те́пло- энергии - 17-18%. Га́зосбережение явл́яется особенно акт́уальным вви́ду то́го, что́ спро́с на́ ро́ссийский га́з в Евр́опе, по́ оценкам Ме́ждународного энергетического агентства, во́зрастет к 2010 г. по́чти в 2 ра́за, а ми́ровая це́на на́ не́го та́кже бу́дет ра́сти. Экономия сы́рья, ма́териалов, то́плива, энергосбережение бы́ли акт́уальными за́долго до́ пе́риода ры́ночных пре́образований. Ра́зрабатывались энергетическая про́грамма, про́граммы энергосбережения и т.п. В 1997 г. бы́ла ра́зра́ботана Фе́деральная про́грамма «Энергосбережение Ро́ссии на́ 1998 2005 го́ды». Аналогичных про́грамм бы́ло не́сколько, что́ сви́детельствует об акт́уальности на́званных про́блем. Одн́ако эфф́ект от ре́ализации про́грамм сла́бо за́метен. На́против, в по́следнее вре́мя по́требление энергии ре́зко и не́оправданно во́зросло. Усќоренный пе́ревод экономики на́ энергосберегающий пу́ть ра́звития жи́зненно ва́жен и по́требителям то́плива, и по́требителям энергии, и про́изводителям энергоресурсов, и го́сударству в це́лом. В Фе́деральной про́грамме «Энергосбережение Ро́ссии на́ 1998—2005 го́ды» на́мечается сни́зить энергоемкость ВВП к 2005 г. - на́ 13%, к 2010 г. - на́ 21% по́ сра́внению с уровнем 1995 г. На́ ка́ждый вло́женный ру́бль за́трат ожидается при́быль в 2,6-3 ру́б. при́ сро́ке окупаемости инв́естиционных энергосберегающих про́ектов в 1,5-2 го́да. Гла́вное на́правление энергосбережения свя́зано с на́учно-те́хническим про́грессом ка́к в сфе́ре до́бычи то́плива и про́изводства энергоресурсов, та́к и в отр́аслях, по́требляющих то́пливно-энергетические ре́сурсы. При́мер то́му - ко́мплексное и бо́лее по́лное их изв́лечение из не́др. В бо́льшинстве ме́сторождений по́лезных исќопаемых на́ряду с осн́овным ко́мпонентом при́сутствует ря́д со́путствующих. По́вышение ко́эффициента по́лезного де́йствия уст́ановок по́ пре́образованию и ко́нечному исп́ользованию энергии да́ет эфф́ект бе́з бо́льших за́трат. У по́требителей то́плива осн́овным на́правлением энергосбережения явл́яется вне́дрение ка́питалоемких энергосберегающих те́хнологий, про́цессов, апп́аратов, оборудования, сче́тчиков. По́тенциал энергосбережения за́ сче́т ка́питалоемких ме́роприятий со́ставляет 30-35% су́ммарного энергопотребления. Одн́ако тре́буемые инв́естиции в 2 ра́за ни́же объ́ема ка́питаловложений, не́обходимых для́ на́ращивания до́бычи то́плива и про́изводства энергии. До́стижения НТП отќрывают бо́льшие во́зможности эфф́ективного исп́ользования при́родных ре́сурсов на́ пу́ти со́здания ма́лоотходных и бе́зотходных про́изводств. В со́временных усл́овиях пе́ревооружение на́циона́льной экономики на́ ре́сурсосбере́гающую те́хнику в Ро́ссии не́ имеет ре́альной ма́шиностроительной ба́зы, та́к ка́к во́сстановление ма́шиностроительного ко́мплекса и его ра́звитие на́ но́вой те́хнической ба́зе по́требует зна́чительного вре́мени и бо́льших ка́питаловложений. Этот гла́вный сбе́регательный ре́сурс мо́жно ра́ссматривать ре́ально в сре́днесрочной и до́лгосрочной пе́рспе́ктиве. В бли́жайшей пе́рспе́ктиве для́ ре́сурсосбере́жения не́обходимы:
  • • ма́лозатратные ме́роприятия по́ ра́ционализации исп́ользования то́плива и энергии, по́зволяющие со́кратить их по́требность. К ни́м отн́осятся при́боры учета и ко́нтроля ра́схода энергоресурсов и дру́гие те́хнические ме́ры;
  • • стру́ктурная пе́рестройка экономики, свя́занная с увеличением до́ли не́эне́ргоемких отр́аслей в про́изводстве ВВП. Энергоемкость про́дукции в про́мышленности в це́лом, в сфе́ре усл́уг, в стро́ительстве в 8-10 ра́з ни́же, че́м в ТЭ́К и в 12-15 ра́з ни́же, че́м в ме́таллургии. Энергоемкость про́дукции ма́шиностроения, по́ сра́внению с то́пливной про́мышленностью, ме́ньше в 3 ра́за, с ме́таллургией - в 8-10 ра́з;
  • • пе́рестройка стру́ктуры то́пливного ба́ланса ка́к ва́жнейшая пре́дпосылка эфф́ективной адаптации на́циона́льной экономики к сдви́гам в стру́ктуре про́изводства пе́рвичных энергоресурсов.
Пе́ред бо́льшинством отр́аслей ТЭ́К сто́ят сло́жные за́дачи стру́ктурно-те́хнологической пе́рестройки. Ва́жную ро́ль в ре́ализации пе́рспе́ктивной энергетической по́литики игр́ает га́зовая про́мышленность. Во́влечение в энергетический ба́ланс во́зобновляемых не́традиционных ист́очников энергии (со́лнечной, ве́тра и др.) бу́дет на́ращиваться; • орѓанизационно-те́хнические ме́ры, охв́атывающие адм́инистративные ры́чаги энергосбережения. Опыт стра́н с ра́звитой ры́ночной экономикой по́казывает, что́ сти́мулы к энергосбережению, по́рождаемые ко́нъюнктурой ры́нка энергоносителей, Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики Принципы государственной политики энергосбережения. по́дкрепляются адм́инистративным (за́конодательным) ре́гулированием энергетической эфф́ективности энергопотребляющего оборудования пу́тем уст́ановления си́стемы же́стких ста́ндартов. При́меняется та́кже про́грессивное на́логообложение ре́сурсорасточительных те́хнологий. Зна́чительную ро́ль мо́жет сы́грать при́нудительное энергосбережение - ли́митированное ра́сходование то́плива и энергии (в фи́зическом и де́нежном вы́ражении) по́требителями - го́сбюджетными орѓанизациями. На́иболее энергоемко на́ряду с про́мышленностью жи́лищно- ко́ммунальное хо́зяйство (ЖКХ), где́ имеются бо́льшие ре́зервы экономии то́пливно-энергетических ра́сходов (ТЭ́Р). Жи́лищно- ко́ммунальный се́ктор не́ то́лько кру́пнейший по́требитель ТЭ́Р, но́ и про́изводитель свы́ше 30% те́пловой энергии. Ра́сходы на́ его со́держание со́ставляют 35-50% му́ниципальных бю́джетных сре́дств. За́траты го́сударства на́ по́ддержку этой отр́асли со́ставляют около 17% бю́джетных сре́дств. В свя́зи с объ́емностью и ва́жностью энергосберегающих ме́роприятий в этой отр́асли в Про́грамме «Энергосбережение Ро́ссии» вы́делена спе́циальная по́дпрограмма - энергосбережение в ЖКХ. Орѓанизационно-те́хнические ме́ры ма́лозатратны и с не́большим сро́ком ре́ализации, но́ они по́могают опр́еделить во́зможности экономии то́пливно-энергетических ре́сурсов (ТЭ́Р), вы́явить по́тери. Энергоснабжение на́ уровне пре́дприятий мо́жет бы́ть ра́ционализировано бе́з при́влечения ка́питальных вло́жений пу́тем обс́ледования его энерготехнологической си́стемы со́временными изм́ерительными при́борами. На́ го́сударственном уровне утв́ерждено по́ложение о ре́гулярном про́ведении энергетических обс́ледований пре́дприятий и орѓанизаций с опр́еделенным го́довым по́треблением энергии. Объ́ем про́изводимых, хра́нимых и по́требляемых пре́дприятиями и орѓанизациями энергетических ре́сурсов по́длежит при́борному учету. Со́временная осн́ащенность при́борами учета ЖКХ со́ставляет: по́ те́плу около 10%, га́зу - 20, хо́лодной во́де - 19, го́рячей во́де - 6%. Ре́ализация ре́зервов энергоснабжения в ЖКХ за́труднена те́хнологически обусловленным мо́нопольным по́ложением пре́дприятий ЖКХ и отс́утствием у по́требителей во́зможности экономически во́здейство́вать на́ про́изводителя ко́ммунальных усл́уг. Про́ведение ре́формы в ЖКХ по́зволит ра́ционализировать энергопотребление и сни́зить энергетическую на́грузку этой отр́асли на́ экономику; • экономические ме́ры упр́авления энергоснабжением осн́ованы на́ ма́териальной за́интересованности пре́дприятий в ра́циональном исп́ользовании ре́сурсов. Сю́да вхо́дят: ужесточение на́логовой по́литики при́ не́эффективном ра́сходовании ТЭ́Р, льго́тное кре́дитование, до́тации, су́бсидии и дру́гие вы́платы пре́дприятиям, ра́ционально исп́ользующих ТЭ́Р. При́менимы кре́диты с ди́фференциацией ве́личины про́центной ста́вки в за́висимости от энергоемкости. Ма́териальные сти́мулы энергосбережения мно́гоплановы. Исх́одя из опыта США́, мо́жно при́вести та́кие при́меры. Су́ществует 15%-на́я на́логовая ски́дка на́ инв́естиции, на́правленные на́ те́плоизоляцию жи́лищ, 30%-на́я ски́дка с пе́рвых 2 ты́с. до́лл, и 20%-на́я - с по́следующих 7 ты́с. до́лл, на́ ист́очники во́зобновляемой энергии (пре́жде все́го со́лнечные уст́ановки). В США́ вве́ден та́кже на́лог за́ пре́вышение ра́схода энергии све́рх опр́еделенного уровня изѓотовителями оборудования для́ си́стем отопления, ве́нтиляции, ко́ндиционирования во́здуха. В Ро́ссии бы́ла ши́роко ра́спростра́нена пра́ктика не́платежей за́ энергоносители, ко́торая ве́ла к то́му, что́ по́требители не́ чу́вствовали экономических по́терь от пе́рерасходования то́плива и энергии и ма́териально бы́ли не́ за́интересованы в их экономии; • по́вышение ро́ли го́сударственного́ ре́гулирования энергосбережения. Для́ этого не́обходимо пе́ресмотреть фо́рмы де́монополизации про́изводства в энергосырьевом се́кторе, усилить ро́ль го́сударства в ре́гулировании це́н и та́рифов в мо́нопольных отр́аслях. Пре́дприятия в на́стоящее вре́мя не́ за́интересованы, ли́бо не́ имеют во́зможности осуществлять ка́питалоемкие энергосберегающие ме́роприятия. Мо́нополизм ТЭ́К та́кже не́ спо́собствует энергосбережению, по́скольку энергоэффективность у по́требителей сни́жает уровень до́ходо́в про́изводителей. Го́судар- стве́нная энергосберегающая по́литика осуществляется на́ осн́ове ра́зра́ботки энергетической стра́тегии, ре́ализации фе́деральных, ме́жрегиональных и ре́гиональных про́грамм энергосбережения. Го́сударственное ре́гулирование стру́ктуры экс́порта и имп́орта та́кже мо́жет спо́собствовать сни́жению за́трат на́ ТЭ́Р. Отечественная сы́рьевая ба́за и впре́дь бу́дет ост́аваться осн́овным ист́очником бо́льшинства ви́дов сы́рья и то́плива. Ориентация же́ по́ все́м ви́дам ре́сурсов на́ со́бственную ми́нерально- сы́рьевую ба́зу в со́временных усл́овиях озн́ачает вы́бор ре́сурсоемкого пу́ти ра́звития. По́ отд́ельным ви́дам ре́сурсов эфектив- но́сть вне́шних ист́очников бо́лее вы́сокая, а за́траты ни́же, че́м при́ до́быче из со́бственных ме́сторождений. Су́ществуют и ме́нее зна́чимые по́ ма́сштабности на́правления по́вышения эфф́ективности исп́ользования ре́сурсного по́тенциала, та́кие ка́к:
  • • исп́ользование вто́ричных ре́сурсов, сы́рья и то́плива, про́изводимых и исп́ользуемых из отх́одов;
  • • со́кращение по́терь при́ до́быче, пе́реработке, тра́нспортировке, хра́нении и исп́ользовании сы́рья и ма́териалов;
  • • ра́звитие се́ти орѓанизаций, за́нимающихся ре́кламой энергосберегающих те́хнологий.
Все́ вме́сте это бу́дет увеличивать ре́сурсный по́тенциал и спо́собствовать со́кращению про́цесса пе́рехода с одн́ого ре́жима исп́ользования ре́сурсов на́ дру́гой, на́ исп́ользование ка́чественных фа́кторов экономического ро́ста. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Энергосбережение.

Статьи

  • Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики Принципы государственной политики энергосбережения.
  • Основные принципы энергосберегающей политики государства
  • СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Энергосбережение.
  • Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики государства. Энергосберегающая политика государства основана на следующих.
  • Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения как стратегическое направление развития России
  • Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ЭнергоСовет.ru
  • Энергосберегающая политика это. Что такое Энергосберегающая политика?
  • 5. общие направления и приоритеты энергосберегающей политики
  • Статья 4. Основные принципы городской государственной политики в области энергосбережения . ГАРАНТ
  • Выпускная работа . Основные принципы политики энергосбережения в РФ включают